10 апреля – Всемирный день без конфликта
10.04.2023Даже если ты очень миролюбивый человек, не привыкший ввязываться в споры, избежать конфликтов не получится. Бояться их не стоит: выяснение отношений поможет прояснить спорные моменты и договориться о том, как по-новому выстроить общение. Проблемы надо решать, а не бежать от них. К тому же споры и разногласия — уникальная возможность прокачать стрессоустойчивость и уверенность в себе.
Конфликты возникают от недопонимания. Чтобы не усугублять их, достаточно внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать уточняющие вопросы и проявлять заинтересованность, даже если ты не совсем согласен с ним в этот момент. Как бы тебе не нравилось то, что говорит друг, родственник или одноклассник, постарайся разобраться в их логике и эмоциях.
Итак, как вести себя в конфликтных ситуациях:
- Сохранять спокойствие
- Следить за эмоциями и снижать напряжение. Слово за слово, и из-за злости и обиды можно наговорить или натворить дел, о которых потом пожалеешь. Как гласит древняя истина, «для хлопка нужны две ладони» — скандал вспыхивает при участии двух сторон. Если скандалить пытается один, а второй ведет себя корректно — ссоры не будет.
- Если есть возможность, отложи разговор, пусть даже на несколько минут, чтобы успокоиться и подумать о том, из-за чего произошла эта эмоциональная вспышка, и как действовать дальше.
- Постараться определить причину инцидента.
Суть любого конфликта — это столкновение интересов и потребностей, которые не всегда понятны другому человеку. В результате — злость и обида. Определение причины – ключ к разрешению конфликта. Для этого постарайся ответить на вопросы:
- Какие события или слова спровоцировали конфликт?
- Что задевает меня в этой ситуации?
- Что задело собеседника?
- Что должно измениться, чтобы конфликт исчерпал себя?
- Какой результат меня устроит?
- Чтобы разобраться в причинах конфликта и донести до собеседника, что тебя не устраивает, нужно общаться спокойно и уважительно, потому что грубость и напряжение мешают договариваться. Не надо перебивать, орать, угрожать. Будь терпимым — ты тоже не ангел.
- Если оппонент оскорбляет тебя — не отвечай ему тем же, иначе ссора превратится в вульгарный скандал, и конфликт никогда не разрешится.
- Четко формулировать аргументы.
Старайся говорить только то, в чем уверен — убедительность сослужит тебе хорошую службу в споре. Старайся понятным для собеседника языком объяснить свою позицию. Избегай обсуждения личных качеств — только факты и события. Переход на личности говорит о бессилии спорящего. Лучше говорить о поступках оппонента, словах и действиях, а не о том, какой он нехороший в твоих глазах. Учись бороться с проблемой, а не с человеком. И не вспоминай дела давно минувших дней — надо разбираться в сегодняшнем моменте.
- Говори о своих чувствах с помощью «Я — предложений». Это избавит собеседника от необходимости занимать оборонительную позицию, оправдываться и выходить на новый круг спора. Начинай разговор с фраз: «Я чувствую …», «Я думаю …», «Когда ты (объективно опиши проблему), я почувствовал …», «Я бы хотел…».
- Озвучить идеи примирения.
Не нужно ждать, что получишь все, что хочешь, ничем при этом не пожертвовав. Кто-то должен уступить и проявить гибкость, а лучше, если это сделают обе стороны. Если вы остыли и разобрались в претензиях друг к другу, то можно переходить к поиску решения проблемы. Вместе подбирайте варианты. Предложи со своей стороны составить список шагов для каждого, чтобы исправить ситуацию и общаться по новым правилам.
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11
Центры дружественного отношения к подросткам по г. Бресту
ЦДП «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1» г. Брест, ул. Кирова, 82, тел. 8 (0162) 20-96-71
ЦДП «Акцент» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №2» г. Брест, ул. Советской Конституции, 8В, тел. + 375 (33) 638 70 78