РУС БЕЛ ENG

Рекомендации учителя-дефектолога

Кто такой учитель-дефектолог?

Учитель-дефектолог работает с детьми, у которых имеются речевые нарушения, нарушения письменной речи, задержки в умственном и психическом развитии, проблемы со слухом и зрением.
развернуть

Кто такой учитель-дефектолог?


   В настоящее время во многих учреждениях образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи и классы интегрированного обучения. Такой пункт и классы интегрированного обучения есть и в нашем учреждении.
  Целью работы пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждении образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, которые испытывают стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы в возрасте от 6 до 11 лет.
     Часто задают вопрос, в чём заключается работа учителя-дефектолога?
Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. А дефектолог?
Учитель-дефектолог работает с детьми, у которых имеются речевые нарушения, нарушения письменной речи, задержки в умственном и психическом развитии, проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в детском саду или школе.
Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушения письменной и устной речи, развития детей.
    В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своём развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
  Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования?
1.Проводит углубленное обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития учащегося, определяет его способности к обучению, ведёт работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.
2. Оказывает индивидуально-ориентированную коррекционно-педагогическую помощь учащихся по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной и письменной речи, активизации познавательной деятельности.
3. Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей.
5. Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям учащихся.
   Если вовремя начать коррекцию недостатка, можно частично или в полной мере избавиться от имеющегося речевого нарушения. И тут, конечно же, необходимо участие родителей.
    Учитель-дефектолог в учреждении образования проводит фронтальные (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.
Коррекционные занятия учителя-дефектолога направлены на:
-коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико- фонематического недоразвития речи;
-коррекцию лексико-грамматической стороны речи;
-развитие связной речи;
-профилактику нарушений чтения и письма;
-развитие оптико-пространственных представлений;
-развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
      Вот в этом и заключается работа учителя-дефектолога.
      Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду и школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
     Дорогие родители, учитель-дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
    Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!
   О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный учитель-дефектолог в детском саду поможет
решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка.

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения
развернуть

  Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
   Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
   Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
  Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
2.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства можно изготовить карточки с рисунками - символами упражнений, карточки
помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к специалисту. Возможно, понадобятся помощь врача, логопеда и специальный массаж.
 Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

свернуть

Нарушения звукопроизношения у ребенка

Всё чаще встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, которые требуют специальной логопедической помощи
развернуть

  Всё чаще встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, которые требуют специальной логопедической помощи. В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, многие родители не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и упускают драгоценное время, надеясь, что с возрастом само пройдёт. Но надежда, что «само пройдёт» является заблуждением, о чем свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.                                          

  О речи детей нужно позаботиться заблаговременно, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить! А главное - эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко. Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить! Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.  Вот сроки появления в речи ребёнка звуков:

1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М  2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й  3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ  5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р                 

  Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!         

  К 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.       

  Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.                  

  Сюда относится, например, хлюпающее произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще свистящих и шипящих) и многое другое.  Вот причины появления нарушений речи:                 

- трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!);   

- дефекты в строении речевых органов губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;                                   

-недостаточная подвижность губ и языка.                     

 Короткая "уздечка" и неправильный прикус - частая причина дефектов звукопроизношения.             

  Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:                

1) во-первых, короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж. 

2) неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус)  Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока «само пройдёт», здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!  Очень важно для ребёнка различать звуки речи на слух ,например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее. Это фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.               .                         

  Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша:  Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется «уздечка»:           

1) Облизывай верхнюю губку.

2) Щёлкай язычком, как лошадка цокает копытцами.

3) Открой ротик широко и дотянись язычком до верхних зубок. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук, находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков вы одновременно развиваете и речь ребёнка! Поэтому очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков.                   .                                  

 Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете ребёнку!

  Не пренебрегайте вопросами ребенка, старайтесь лучше объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм, попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности.

свернуть

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста вы можете получить квалифицированную помощь следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, врача-психиатра.
развернуть

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Веда» г. Бреста вы можете получить квалифицированную помощь следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, врача-психиатра.

Виды помощи:

  • Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование.
  • Индивидуальное консультирование у специалистов.
  • Социально-педагогическая и психологическая помощь лицам с особенностями психофизического развития.

- Коррекционно-педагогические занятия с лицами с особенностями психофизического развития;

  • Оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.
  • Образовательный процесс для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Зачисление на коррекционные занятия осуществляется по результатам комплексного обследования ребенка.

Документы, необходимые для проведения психолого-медико-педагогического обследования:

  • амбулаторная карта ребенка (из поликлиники);
  • справка врача-психиатра;
  • педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок;
  • проверенные рабочие тетради по математике и языкам (для обучающихся);
  • рисунки ребенка простым или цветными карандашами (рисунок «Семья», «Дом-дерево-человек» или другие на выбор);
  • для оформления надомного обучения - копия заключения ВКК с рекомендацией обучения на дому.

Запись на прием к специалистам и комплексное обследование осуществляется по телефону 32-16-79

Учреждения, где вы можете получить помощь:

Педагога-психолога и учителя-дефектолога:

  • Детская поликлиника № 1, ул. Красногвардейская, 31, тел.45-17-75
  • Детская поликлиника №2, ул. Советской Конституции, 8, тел. 42-45-51
  • Брестский областной психоневрологический диспансер (детское отделение), ул. Советская, 13, тел. 23-85-65

 

Врача-психиатра, психотерапевта:

  • Брестский областной психоневрологический диспансер (детское отделение), ул. Советская, 13, тел. 23-85-65
  • Филиал детской поликлиники №2 ул. Гаврилова, 37 тел. 47-57-01
свернуть

Сайт Дефектолог.by

Памятка для родителей: «Как общаться с ребенком дома»

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования
развернуть

Памятка для родителей:

«Как общаться с ребенком дома»

  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.
  • В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.).
  • Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).
  • Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).
  • Совершенствуйте грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
  • Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).
  • Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю — ребёнку.
  • Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребёнке, даже если они в его пользу. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.
свернуть