РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

 

                                                                                            Лойчиц И.В., педагог-психолог

                                                                                            ГУО «Средняя школа № 1 г. Бреста»

 

Детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в тоже время, это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети подвергаются жестокому обращению, становятся свидетелями и жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия.

Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но ее обсуждение до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. По данным доклада ООН «О положении дел в мире в сфере профилактики насилия в отношении детей за 2020 год», ежегодно каждый второй ребенок (то есть, приблизительно один миллиард детей в мире) подвергается насилию в той или иной форме.

Сегодня проблема насилия в отношении несовершеннолетних детей очень актуальна для многих стран, в том числе и для Беларуси. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».

Под насилием обычно понимаются лишь крайние формы жестокого обращения, в то время как понятие насилия гораздо шире. Насилие — это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

В статье 19 Конвенции о правах ребёнка (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь с 31 октября 1990 года) перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». В последние десятилетия к насилию, совершаемому в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психическое насилие.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик. Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга.

Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Также учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающих развитие его личности.

Психическое насилие проявляется во враждебном или безразличном отношении к ребенку и приводит к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывает формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

Психическое насилие зачастую бывает трудно распознать, так как в отличие от физического, явные признаки насилия эмоционального редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

  • беспокойство или тревожность;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость;
  • суицидальные угрозы или попытки;
  • неумение контактировать с другими людьми;
  • малое число друзей или их отсутствие;
  • проблемы с учёбой;
  • низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.

Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые и непрямые действия сексуального характера со взрослым, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

По статистике сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

Последствия данного вида насилия для ребёнка самые тяжелые.

Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:

  • если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.

Сексуальное насилие не только наносит сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на будущее развитие ребенка и его эмоциональное здоровье.

Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, так как большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Однако и цифры официальной статистики пугают. По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, за последние 5 лет в количество установленных фактов сексуального насилия над детьми выросло в 15 раз. Число жертв таких преступлений – почти в 4 раза. Выявлено более 3,5 тыс. детей, ставших жертвами таких преступлений.

Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет, прежде всего родители. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.

Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики нашей страны. Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принятый в 1993 году.

Статья 9 Закона «О правах ребёнка» – «Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия» – гласит:

«Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган».

Вы можете на конфиденциальной и (или) анонимной основе сообщить сведения о фактах сексуального и иного насилия в отношении несовершеннолетних в отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД администрации Московского района г.Бреста по телефону 40 89 69 либо по телефону 102.

Лучший способ защитить ребенка от насилия – это вооружить его знаниями. На территории Республики Беларусь функционирует Интернет-ресурс «Kids.pomogut.by» в части возможности получения полезной информации, онлайн-консультирования, в том числе в рамках работы «горячей линии» и иной помощи по вопросам защиты детей от сексуального насилия и эксплуатации.

В нашей стране создана сеть телефонов доверия для детей и подростков, которые есть в каждом регионе. Консультации проводятся на анонимной основе и круглосуточно. В год принимается от 4 до 6 тыс. таких звонков. Помимо этого, с 1 декабря 2017 года в Беларуси открыта общенациональная детская телефонная линия. Работает она 24 часа в сутки, а консультации проводятся анонимно. Обращаться за консультацией могут как дети, так и взрослые.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию. Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить не только медицинскими работниками и правоохранительными органами по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.

В соответствии с Инструкцией о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, утвержденной Министром образования Республики Беларусь Иванцом А.И. в августе 2023 года, в учреждении образования организовано психологическое просвещение участников образовательного процесса, включая беседы педагогов-психологов с учащимися, педагогами и родителями, а также анкетирование учащихся V-XI классов с использованием анкеты (модификация анкеты «Характеристика насилия глазами подростков»; приложение 1 к Инструкции), классных руководителей I-XI классов и законных представителей учащихся с использованием карты наблюдений (Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008); приложение 2 к Инструкции). Подобное анкетирование проводится два раза в год – в сентябре и марте.

Во исполнение требований Инструкции просим Вас принять участие в анкетировании с использованием карты наблюдений. Ваш классный руководитель раздаст Вам бланки. Если у Вас появятся вопросы по организации и проведению анкетирования, подходите, мы все обсудим.

С уважением, педагог-психолог школы Ирина Вячеславовна Лойчиц; кабинет 3038 (3 этаж, крыло начальной школы).

Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых. Вместе – семья и школа – мы сможем больше. Надеемся на сотрудничество!

свернуть

Положение о Родительском университете

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете

государственного учреждения образования

 «Средняя школа № 1 г. Бреста»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году», определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание Родительского университета не фиксируется в Уставе школы.

1.5. Работу  Родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя (далее – классный руководитель), педагоги-психологи, педагоги социальные, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) Московского района и города Бреста.

1.6.Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе.

2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания Родительского университета является:

 создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности Родительского университета

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

 взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации проекта «Родительский университет»:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3.  Условия, порядок создания и управление Родительским университетом

3.1. Условия создания Родительского университета:

создается в государственном учреждении образования  «Средняя школа № 1 г. Бреста»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность Родительского университета заместитель директора по воспитательной работе;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию Родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

Программа Родительского университета может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор Родительского университета:

несёт ответственность за эффективность деятельности Родительского университета;

координирует деятельность Родительского университета;

осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогам, педагогом-психологом;

подписывает все документы, касающиеся деятельности Родительского университета, в пределах своей компетенции;

ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий Родительского университета;

в целях реализации поставленных задач Родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Проект «Родительский университет» реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность Родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы Родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу информацию об эффективности,

результативности реализации мероприятий плана Родительского университета.

3.7.   Основанием для начала и прекращения деятельности Родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура Родительского университета.

4.1.Структуру Родительского университета определяет и утверждает руководитель учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, читальный зал, актовый зал и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия Родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы (в том числе в шестой школьный день).

5. Документация

приказ учреждения общего среднего образования об организации работы Родительского университета в учреждении образования;

Положение о родительском университете;

план работы на учебный год;

методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы Родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

 

свернуть

Тематический план родительского университета для родителей учащихся I-IV классов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

на 2024/2025 учебный год

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов


   Для родителей учащихся I классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Скачать Адаптация учащихся в первом классе.docx, 35 КБ

сентябрь,

лекция,

практикум,

вебинар

классный руководитель, педагог-психолог

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

Скачать Режим дня школьника.docx, 117 КБ

ноябрь,

беседа,

практикум,

мастер-класс

классный руководитель

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь,

круглый стол,

дискуссия,

форум

классный руководитель

 

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель,

семинар-практикум,

психологический тренинг

педагог-психолог

  

  


   

 Для родителей учащихся II классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Скачать Режим дня школьника.docx, 117 КБ

октябрь,

 беседа,

семинар,

практикум,

вебинар

 классный руководитель

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь,

семинар-практикум, вебинар, круглый стол

 классный руководитель

 

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль,

лекция,

семинар-практикум,

психологический тренинг

педагог-психолог, 

педагог социальный

 

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май,

круглый стол,

форум,

дискуссия,

мастер-класс

 классный руководитель

   

  


    

Для родителей учащихся III классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Скачать Значение школьной отметки в жизни ребенка.docx, 19КБ

сентябрь,

беседа,

семинар-практикум,

вебинар

классный руководитель

 

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь,

 лекция,

семинар-практикум,

мастер-класс

педагог - психолог

 

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь,

 дискуссия,  семинар-практикум,

беседа

педагог социальный, медицинский работник

 

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель,

 семинар-практикум,

психологический тренинг

 

педагог социальный,

педагог-психолог

  

  


  

Для родителей учащихся IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

Скачать Возрастные психофизиологические особенности учащихся четвертых классов.docx, 26 КБ

сентябрь,

лекция,

вебинар

педагог-психолог, 

 

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь,

круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум

классный руководитель,

педагог социальный

 

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль,

конферен-ция, круглый стол, дискуссия,

форум, семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

 Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май,

круглый стол,

дискуссия,

форум,

вебинар

 

классный руководитель

  

  


 

свернуть

Тематический план родительского университета для родителей учащихся V-IX классов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся V-IX классов

  


  

 Для родителей учащихся V классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Скачать Адаптация учащихся в пятом классе. Адаптация ребенка в новом коллективе.docx, 22 КБ

сентябрь,

семинар-практикум, вебинар

классный руководитель, педагог-психолог

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Скачать ребенок среди сверстников.docx, 35 КБ

ноябрь,

круглый стол, беседа, семинар-практикум

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

февраль,

лекция, беседа, вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май,

круглый стол, дискуссия, форум, вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

  

  


   

 Для родителей учащихся VI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Скачать Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.doc, 44 КБ

сентябрь,

лекция, беседа, вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь,

семинар-практикум, вебинар, психологический тренинг

педагог-психолог, классный руководитель

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март,

круглый стол, дискуссия, форум, семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май,

конференция, семинар-практикум, вебинар

 педагог социальный

   

  


    

Для родителей учащихся VII классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

 

сентябрь,

лекция, беседа, вебинар

педагог-психолог

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Скачать Профилактика правонарушений подростков.docx, 18КБ

ноябрь,

круглый стол, беседа, вебинар

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль,

конференция, дискуссия, форум, семинар-практикум,

психологический тренинг

педагог социальный, педагог-психолог

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель,

беседа, семинар-практикум,

психологический тренинг

 

классный руководитель,

педагог-психолог

  

  


  

Для родителей учащихся VIII классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Жизненные цели подростков. Профилактика противоправного поведения.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. Жить в согласии с законом.

Скачать Жизненные цели подростков. Профилактика противоправного поведения.docx, 18КБ

октябрь,

лекция, беседа, вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь,

конференция, семинар-практикум,

беседа

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март,

беседа, семинар-практикум, вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май,

круглый стол, конференция, семинар-практикум, психологический тренинг

 

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

  

  


  

Для родителей учащихся IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения  Ответственные

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Профилактика самовольных уходов.

сентябрь,

лекция, конференция, вебинар

педагог-психолог, классный руководитель

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Профилактика противоправного поведения.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. Семья и школа: как остановить подростка от необдуманного проступка.

Скачать Профилактика правонарушений подростков.docx, 18КБ

ноябрь,

беседа, семинар-практикум, вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль,

лекция, беседа

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель,

конференция, форум, семинар-практикум, вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

свернуть

Тематический план родительского университета для родителей учащихся X-XI классов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

на 2024/2025 учебный год

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

  


 

Для родителей учащихся X классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения Ответственные

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.  Режим дня

Скачать Здоровье - это жизнь.docx, 146КБ

сентябрь,

лекция, беседа, вебинар

классный руководитель, педагог социальный

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь,

круглый стол, дискуссия, мастер-класс

педагог-психолог

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек.  Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

февраль,

Беседа, круглый стол, вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель,

круглый стол, дискуссия, психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

  

 


 

Для родителей учащихся XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки и форма проведения Ответственные

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

октябрь,

семинар-практикум, вебинар

педагог-психолог, классный руководитель

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость.

декабрь,

конференция, беседа

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник (по договоренности), инспектор по делам несовершеннолетних

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март,

круглый стол, дискуссия, вебинар

педагог социальный, классный руководитель

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май,

семинар-практикум, мастер-класс

классный руководитель,

педагог-психолог

свернуть

Примерная тематика консультаций для родителей учащихся I-IV классов

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся I-IV классов

Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель, педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

свернуть

Примерная тематика консультаций для родителей учащихся V-IX классов

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2024/2025 учебный год

для родителей учащихся V-IX классов

5 класс

Тема: Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

Ответственные: педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6 класс Тема:  Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

Ответственные: педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7 класс

Тема: Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Ответственные: педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

8 класс Тема: Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Ответственные: педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

9 класс Тема: Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

Ответственные:  классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

свернуть

Примерная тематика консультаций для родителей учащихся X-IX классов

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

на 2023/2024 учебный год

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников.

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников.

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников.

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников.

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника.

Режим учебного и физического труда, личная гигиена.

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

медицинский работник (по договоренности)

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

Научная организация учебного труда старшеклассников.

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников.

Закон и ответственность несовершеннолетних.

Формирование здорового образа жизни.

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе.

Самореализация личности.

педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних

свернуть
поделиться в: