Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру. Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося. |
Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:
- применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
- создавать и применять объяснительные модели;
- прогнозировать развитие явлений и процессов;
- объяснять принцип действия технологий и приборов.
Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:
- умения распознавание и формулирование цели исследования;
- определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
- выдвижение и обоснование научных гипотез;
- поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.
Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:
- умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
- трансформировать формы представления данных;
- определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
- проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.