Всё чаще встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, которые требуют специальной логопедической помощи. В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, многие родители не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и упускают драгоценное время, надеясь, что с возрастом само пройдёт. Но надежда, что «само пройдёт» является заблуждением, о чем свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.
О речи детей нужно позаботиться заблаговременно, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить! А главное - эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко. Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить! Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают. Вот сроки появления в речи ребёнка звуков:
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М 2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й 3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!
К 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.
Сюда относится, например, хлюпающее произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще свистящих и шипящих) и многое другое. Вот причины появления нарушений речи:
- трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!);
- дефекты в строении речевых органов губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;
-недостаточная подвижность губ и языка.
Короткая "уздечка" и неправильный прикус - частая причина дефектов звукопроизношения.
Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:
1) во-первых, короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.
2) неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус) Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока «само пройдёт», здесь требуется врачебно-логопедическая помощь! Очень важно для ребёнка различать звуки речи на слух ,например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее. Это фонематический слух - основа безошибочной письменной речи. .
Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша: Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется «уздечка»:
1) Облизывай верхнюю губку.
2) Щёлкай язычком, как лошадка цокает копытцами.
3) Открой ротик широко и дотянись язычком до верхних зубок. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук, находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков вы одновременно развиваете и речь ребёнка! Поэтому очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. .
Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете ребёнку!
Не пренебрегайте вопросами ребенка, старайтесь лучше объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм, попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности.